Тот знает достаточно кто знает как научиться


Статья на тему:
Статья на тему: «Развитие личности младшего школьника в условиях перехода на ФГОС на современном этапе».

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.

Генри Адамс, американский писатель и историк.

Традиционная (так называемая «советская») система обучения была нацелена на передачу знаний от учителя ученику. Таким образом, существовала субъект-объектная схема обучения, которая формировала хороших исполнителей. Однако на сегодняшний день социальный заказ изменился. В первую очередь это связано с динамичностью современного рынка труда, что требует от человека мобильности, гибкости компетенций, готовности и умения учиться в течение всей жизни В связи с возрастанием роли предпринимательства в обществе России требуются активные, творческие люди, способные принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность.

Главной задачей для нас, учителей, становится не передача знаний, а воспитание успешного в жизни человека. Для этого ребенок должен стать не объектом обучения, а субъектом образовательного процесса. Именно на это и нацеливает нас ФГОС второго поколения.

ФГОС предлагает нам «портрет выпускника начальной школы ».

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину

2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества

3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир

4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом

6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

В центре образовательного процесса находится обучающийся. Конечным продуктом станет качество его подготовки, качество личностных достижений, их метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы посредством формирования УУД как основы умения учиться.

Рассмотрим данный вопрос с позиции учителя предметника, руководителя внеурочной деятельности, классного руководителя.

Ключевой фигурой образовательного процесса сегодня является учитель. Именно от его образования, компетенции, опыта, способностей, мотивации, инновационной и научно-исследовательской активности зависит качество подготовки учеников. Поэтому первым и важным условием обеспечения развития личности и успешности обучающихся в ходе реализации ФГОС является, прежде всего, понимание самой Концепции ФГОС, умение составлять рабочие программы знать требования СанПина и ориентироваться в системе учебников и учебных пособий, и конечно иметь курсовую переподготовку.

Учитель должен четко представлять, что основой является системно-деятельностный подход, направленный на включение всех обучающихся в освоение учебного материала, применяя современные технологии, методы, формы обучения и приемы.

Развитию у детей познавательной активности способствуют проектные и творческие задания направленные на результат.

Например: «Моя малая родина», «Моя семья», «Кормушка для пернатых друзей», «Краеведческий музей», и др.

Сохранению положительной мотивации обучающихся и освоению ими социальной роли служат задания практической направленности. На уроках окружающего мира это проведение опытов, экспериментов составление презентаций, исследование природных объектов (шишек, листьев, семян и др.)

С целью удержания и концентрации внимания младших школьников используются разнообразные организационные формы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная. Работа над рубриками учебника: «Обсудим», «Думай, размышляй», «Высказывай свое мнение», «Дай совет другому» дает возможность для реализации дифференцированного обучения и педагогики сотрудничества, служит формированию умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, что позволяет формированию коммуникативной компетентности и компетенции взаимодействия. А также регулярно проводить самооценку собственных достижений. Задания типа: «Проверь себя», «Что узнаем?», «Чему научимся?», «Оценим свои достижения». Это позволяет формировать умение проводить пошаговый, тематический, итоговый контроль полученных знаний и осваивать формы познавательной, личностной рефлексии. Данный метапредметный результат быстрее достигается посредством применения и составления алгоритмов работы, схем, таблиц, то есть планирования работы. Восстанавливать задания по памяти, дополнять задания информацией из справочной литературы. Тем самым формируя такие ключевые метапредметные компетенции: информационную и учебную.

Учебники сопровождаются мультимедийными приложениями. В век информационных технологий использование техники просто необходимо.

На уроках находят информацию, выявляют в ней главную и второстепенную мысль. Лучшие продукты совместной деятельности учителя ребят и родителей помещаются сначала на выставку в классе, а потом в приложении портфолио ученика, что является неотъемлемой частью мониторинга успешности каждого обучающегося. Ведь от грамотности диагностики и непрерывности мониторинга, фиксации результатов зависит и качество успешности. Учитель видит слабые стороны, да и сам ученик отслеживает своё продвижение.

Качество образования должно быть ориентированно на здоровье сбережение обучающихся.

Успешность ребенка зависит от его здоровья. Поэтому на уроках необходимо ориентировать на здоровый образ жизни по темам, содержащим информацию о личной гигиене, приеме пищи, соблюдение режима дня и др.

«Только в сильном, здоровом теле дух сохраняет равновесие, ум и характер развиваются во всём их могуществе»

Британский философ Герберт Спенсер

Неотъемлемой частью образования является внеурочная деятельность. Ребенок приходит в школу уже имея небольшой багаж знаний, умений и навыков. У него частично сформированы те или иные качества личности, отношение к людям, окружающему миру, но духовные, физические, интеллектуальные возможности ребёнка ещё слишком малы чтобы самостоятельно справляться с творческими задачами образования и воспитания. Поэтому педагог должен создавать условия, осуществлять постоянную поддержку того, что уже имеется в наличии, без такой поддержки не возможно развитие и становление личности, самостоятельности человека. Внеурочная деятельность-это шаг на успех всех обучающихся. Задача учителя включить в активную деятельность ребенка, чтобы он мог не только успешно учиться, но и проживать состояние удовлетворения и даже счастья.

Занятия строятся на игровых моментах, практических заданиях, исследовании, театрализации. Это даёт возможность детям быть открытыми, уверенными в своих силах. В момент такого настроения ученик становится субъектом своего состояния, учится регулировать его, а учитель лишь направляет, поддерживает в сложном процессе саморегулирования.

Развитие личности происходит лишь только тогда, когда действительно созданы условия. Свою деятельность, как классного руководителя, учитель начинает с этапа планирования работы с учащимися (план воспитательной работы) по разделам, предусмотренными программой школы, основываясь на ФГОС, программу духовно-нравственного развития.

Чтобы создать оптимальные условия для полноценного развития ребенка, является необходимым и важным моментом сотрудничество классного руководителя и родителей, которые обязаны быть в курсе всех событий. Организация поездок, походов и других мероприятий происходит совместно с родителями. Необходимо больше вовлекать родительское сообщество в жизнь школы, тогда и родители станут субъектом своего состояния, участия в жизни их детей.

Необходимо в своей работе использовать методики, которые помогают отслеживать уровень развития ребенка, его мотивацию и другие диагностические исследования, предусмотренные ФГОС. Такая работа организуется совместно с психологической службой школы, с последующими рекомендациями педагогам и родителям. Для получения информации по конкретному обучающемуся приглашаются родители для консультации к педагогу – психологу.



тот знает достаточно кто знает как научиться:Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.Генри  Адамс, американский писатель и историк.

тот знает достаточно кто знает как научиться